Как выбрать стихи для детей разного возраста

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в linkedin

Как выбрать стихи для детей разного возраста

В педагогике речевого развития выделяется направление, нацеленное на формирование у детей привязанности к поэзии, их знакомство с литературными произведениями и обучение навыкам их осмысленного и выразительного представления.

 

Изучение стихов является важной частью образовательного процесса, направленного на интеллектуальное, моральное и эстетическое развитие молодого поколения. Процесс этот неразрывно связан с обогащением восприятия поэзии и искусства слова, что особенно актуально на ранних этапах образования, где закладывается основа для ценения и понимания поэтических текстов. Поэзия оказывает на детей волшебное воздействие благодаря своему ритму и мелодии, привлекая их в мир звуковой красоты.

 

В каждом стихотворении можно выделить два основных аспекта: изображение, созданное словами, и форму произведения, включающую его музыкальные и ритмические характеристики. Важно обучить детей целостному восприятию этих аспектов, чтобы они могли ощутить их гармоничное сочетание. Понимание того, как дети воспринимают и запоминают стихи, является ключевым элементом в методиках обучения декламации. Любовь к звукам, увлеченность игрой слов и чувствительность к рифме облегчают детям восприятие поэзии и запоминание стихов. Стихотворения, насыщенные яркими и живыми образами, легче укладываются в детское образное мышление. Дети “видят” прочитанное, превращая слова в ментальные изображения, что делает особенно запоминающимися произведения с выраженной образностью, наглядностью и сжатостью формы.Дети младшего возраста легко заучивают короткие детские стихотворения, насыщенные действиями и яркими образами, где динамика событий сочетается с наличием множества глаголов и существительных.

 

Учащиеся более старших классов способны усваивать стихи большего объема, включающие в себя эпитеты и метафоры, обогащающие текст глубиной и выразительностью. Интерес к сюжету стихотворения и личная мотивация значительно ускоряют процесс его запоминания. Желание прочитать стихи на празднике, поделиться ими с семьей или выступить перед одногруппниками стимулирует внимание и память ребенка, способствуя более глубокому и быстрому освоению материала. Также важно учитывать, что в условиях, когда от детей не требуется сознательно запоминать текст, они без труда усваивают и запоминают большие фрагменты информации.

 

Однако, когда в процессе обучения появляется конкретная задача заучить стихотворение, возникают определенные сложности. Исследования показывают, что возможность осознанно запоминать информацию начинает формироваться у детей в возрасте 4-5 лет. Основная задача обучающего персонала заключается в направлении детей от спонтанного к сознательному запоминанию, обучая их формулировать четкую цель для заучивания материала.

 

Уже в возрасте трех лет дети проявляют способность к смысловому усвоению информации, что подчеркивает необходимость акцентирования на развитии этого вида памяти. Ведь запоминание, основанное на понимании, значительно более устойчиво по сравнению с поверхностным заучиванием. Следовательно, критично важно объяснять детям значение текстов, чтобы подготовить их к осознанному восприятию. Так, успешность запоминания и последующего повторения стихов зависит от множества факторов, включая психоэмоциональное состояние, возрастные характеристики, личностные особенности ребенка, а также от сути и структуры самого поэтического текста. Не менее важную роль играют методы обучения, применяемые для заучивания стихов, и уровень мастерства взрослых при их предъявлении. Процесс изучения стихотворений объединяет в себе два взаимодополняющих этапа: прослушивание литературного произведения и его активное воспроизведение, иными словами, декламацию текста на память.

 

Основная сложность для образователей заключается в подготовке детей к вдумчивому восприятию стихов, в умении заставить их ощутить и осмыслить прочитанное. Эффективнее всего это достигается через предварительную подготовку, которая может включать разъяснение сложных моментов, использование иллюстративного материала, проведение тематических экскурсий и наблюдений.

 

В процессе обучения декламации стихов перед педагогами стоят задачи:

  • пробудить у детей интерес к произведению и мотивацию к его изучению;
  • облегчить осмысление общего содержания и конкретных сложных мест или слов;
  • способствовать устойчивому запоминанию стихов, развивая у детей способность к долговременному сохранению информации в памяти;
  • научить выразительному чтению, которое точно и ясно передает идеи и эмоции, заложенные в тексте, требуя от ребенка знания каждого слова и его правильного расположения для сохранения целостности и красоты произведения;
  • воспитать глубокую привязанность и любовь к миру поэзии.

 

Эти цели служат основой для структурирования уроков и выбора методик, направленных на оптимальное усвоение и запоминание текстов детьми.

 

При выборе стихов для изучения особое внимание уделяется их длине: обычно предпочитают 1-2 куплета для младшей группы и несколько больше для учащихся старшего возраста. Ориентиры для подбора подходящих стихотворений предоставляются образовательными программами для детских садов, хотя педагоги также вправе выбирать современные произведения, ориентируясь на увлечения детей. В течение месяца дети обычно заучивают от одного до двух стихотворений в рамках учебных занятий, в то время как некоторые тексты, такие как игровые потешки или песенки, могут быть усвоены детьми спонтанно во время игр или прогулок. Для тех, кто проявляет дополнительный интерес, педагог может предложить заучивание дополнительных стихов, выходящих за рамки учебной программы. Такие стихи могут стать приятным сюрпризом на утренниках. Педагогам важно также учитывать стихи, изученные детьми дома, и возможно интегрировать их в образовательный процесс.

 

Процесс запоминания стихотворений может быть вызовом как для учеников, из-за необходимости многократного повторения одного и того же материала, так и для учителя, который должен учитывать индивидуальные и возрастные особенности памяти детей. Важно определить, какие дети учат тексты быстрее, кто делает это медленнее, у кого запоминание получается более устойчивым, и кто нуждается в дополнительной практике чтения вслух.

Задачи эффективного запоминания и выразительного чтения стихов решаются параллельно. Начинать следует с запоминания, чтобы в последующем сосредоточить усилия на выразительности чтения, предотвращая формирование монотонного стиля. Важно, чтобы первоначально акцент был сделан на усвоении текста, что в последствии позволит детям свободно и эмоционально воспроизводить стихи.

 

Методические требования к заучиванию стихов.

 

Педагогические наставления по изучению стихов подчеркивают важность индивидуального подхода в процессе обучения. Коллективное заучивание текстов может привести к потере их глубинного значения, появлению ошибок в произношении и уменьшению активности у менее вовлеченных учеников. Групповое повторение также негативно сказывается на индивидуальной выразительности, ведет к однообразию и ускоренной утомляемости от излишнего шума. Необходимость индивидуального подхода к изучению стихов, подчеркивая, что это способствует сохранению и развитию эстетической чувствительности у детей. Для эффективного запоминания рекомендуется выбирать короткие стихи, учитывая ограниченный объем детской памяти. Заучивание стиха в целом способствует лучшему пониманию и усвоению его содержания.

 

Полное запоминание стихотворения с первого раза не требуется; психологи советуют провести от 8 до 10 повторений, распределяя их на протяжении определенного периода. Вариативность в повторении, такая как чтение в разных ролях или использование стихов в соответствующих ситуациях, способствует глубокому усвоению материала. Важно учитывать уникальные предпочтения и потребности каждого ребенка, подбирая материал, способствующий их личностному росту и развитию. Для застенчивых детей ценно использовать тексты, позволяющие им идентифицировать себя с героями стихотворений, в то время как детям, которым трудно воспринимать ритм и рифму, могут быть предложены более ритмичные произведения.

 

При заучивании стихов наизусть необходимо сосредоточить внимание на выразительности произношения, избегая монотонности и однообразия в чтении.

 

Создание обстановки, пропитанной любовью к поэзии, в образовательной среде, где стихи естественно вписываются в повседневную жизнь детей — на прогулках, в общении, через ежедневное чтение — помогает культивировать у детей постоянное желание слушать и учить стихи. Важно регулярно включать поэтические произведения в программу занятий, не ограничиваясь только предпраздничными периодами, для развития у детей непрерывного интереса к литературе.